Выполнять поворот кое-как, лишь бы быстрее, нельзя. Способ правильного выполнения поворота точно установлен и заключается в следующем.Транспортные средства, подъезжающие к перекрестку, делятся на три группы: поворачивающие направо, поворачивающие налево и едущие прямо через перекресток. В зависимости от направления движения водитель обязан занять соответствующее место на проезжей части.
Если водитель намерен повернуть направо, то он должен заранее подъехать ближе к правому краю, включив при этом правый указатель поворота. Если на перекрестке нет никакого препятствия для движения и пешеходов, водитель может выполнить поворот, придерживаясь правого края проезжей части. Поворачивая таким образом, водитель не препятствует движению транспортных средств, едущих прямо по обеим улицам. Столкновение при таком способе поворота произойти не может.
При намерении повернуть налево следует заранее подъехать ближе к середине проезжей части, не выезжая, однако, на ее левую сторону. При этом необходимо сигнализировать о данном намерении левым указателем поворота. Далее, водитель должен двигаться к середине перекрестка и по окружности поворачивать налево с середины проезжей части улицы, по которой он ехал, на середину проезжей части пересекающей улицы.
Если бы водитель поворачивал направо с середины проезжей части, то он преградил бы путь транспортным средствам, движущимся прямо, и занял бы место транспортных средств, поворачивающих налево.
Если водитель производит правый или левый поворот на зеленый сигнал светофора, то он наталкивается на полосу пешеходного перехода через проезжую часть, по которой пешеходы также идут на зеленый сигнал. Обязанность водителя — предоставить преимущественное право движения пешеходам, даже если для этого потребуется остановить автомобиль перед полосой перехода. Если перед переходом остановился другой автомобиль, также поворачивающий направо, то мы должны остановиться за ним и ждать. Причем, если, проезжая часть широкая и имеет не менее трех рядов движения, водитель может остановиться рядом с этим автомобилем, но ни в коем случае он не должен опережать или объезжать этот автомобиль.
Объезд или обгон автомобиля, остановившегося перед пешеходным переходом, является, во-первых, недозволенным, а во-вторых, опасным. Ведь при этом можно наехать на пешехода, переходящего дорогу перед автомобилем, стоящим рядом, и выходящего из-за этого автомобиля прямо на линию движения нашего автомобиля.
При повороте налево не обязательно объезжать по правой стороне центр перекрестка, нельзя только переезжать на левую половину дороги. Так как при повороте налево путь автомобиля проходит по окружности, следовательно, мы можем поворачивать по этой окружности, которая может не доходить до центра перекрестка. В такой ситуации может случиться и, как правило, случается на перекрестке широких улиц, что два автомобиля, движущиеся с противоположных направлений и оба поворачивающие в левую сторону, разъезжаются на перекрестке по левой стороне от центра перекрестка или правыми боками. Следует сказать, что такой разъезд является правильным и соответствует правилам движения.
Если водитель движется за транспортным средством, поворачивающим налево, и видит соответствующий сигнал указателя поворота, то он не может обогнать транспортное средство с левой стороны. Данный обгон можно выполнять только с правой стороны. Это единственное исключение из правила, обязывающего выполнять обгон с левой стороны.
Необходимо помнить, что транспортные средства, приближающиеся с противоположного направления и едущие прямо, имеют пре имущественное право проезда перед автомобилем, поворачивающим налево. Причем преимущественное право проезда имеют также водители трамваев, как рельсовых транспортных средств, которым мы обязаны предоставить преимущественное право проезда даже в случае, если они поворачивают, а мы едем прямо. При повороте налево ни в коем случае нельзя пересекать ось проезжей части до тех пор, пока не проедут все транспортные средства, движущиеся с противоположного направления. Нельзя также заезжать на трамвайные пути, проходящие по середине проезжей части, если это затрудняет движение трамвая.
На перекрестке с интенсивным движением, даже регулируемым светофором, следует руководствоваться жестами регулировщика, без помощи которого выполнить левый поворот не только трудно, но иногда даже опасно или вообще невозможно. Регулировщик, увидев включенный сигнал левого указателя поворота, укажет водителю данного автомобиля место ожидания проезда и, проводив до соответствующей позиции, остановит на 1 мин движение в противоположном направлении, чтобы пропустить его на пересекающую улицу. В этом случае водитель может не смотреть на сигналы светофора, а только внимательно следить за жестами регулировщика и действовать точно в соответствии с их указаниями. Однако всегда, даже в данном случае, необходимо пропустить пешеходов, переходящих через проезжую часть пересекающей улицы, остановившись перед пешеходным переходом и дожидаясь, когда можно будет проехать.
Маневр выполнения левого поворота является одним из наиболее трудных и опасных. Он требует умения безошибочной оценки ситуации и четкого управления автомобилем точно в соответствии с правилами дорожного движения. Ведь какая-либо невнимательность или небольшая степень риска создают самое малое замешательство, а при определенных ситуациях могут даже привести к аварии, как правило, серьезной вследствие значительной скорости движения транспортных средств, движущихся с противоположного направления и уверенных в своем праве преимущественного проезда. И, наконец, поворот налево может быть вообще запрещен. Поэтому водитель должен внимательно наблюдать, нет ли перед перекрестком запрещающего знака.
Еще один совет для менее опытных водителей и водителей, прибывших из городов или населенных пунктов с малой интенсивностью движения. Эти водители должны планировать проезд через центр большого города с интенсивным движением таким образом, чтобы у них не возникло необходимости поворачивать налево. Лучше и безопаснее для этих водителей проехать прямо, через перекресток и справа объехать корпуса домов так, чтобы, повернув направо, можно было бы выехать на улицу, на которую они намерены были попасть на перекрестке. Далее, двигаясь по этой улице, водители смогут проехать прямо через перекресток и достигнут цели без выполнения трудного и опасного левого поворота.
В заключение следует сделать следующее предупреждение. Если водитель движется за другим автомобилем и видит, что этот автомобиль медленно выезжает влево к середине проезжей части, не подавая предупреждающего сигнала левым указателем поворота, водитель должен всегда иметь в виду, что этот автомобиль может повернуть налево, причем не обязательно перед перекрестком или на нем. Он может повернуть и в ворота дома, находящегося с левой стороны улицы. Поэтому если водитель видит, что автомобиль впереди него выезжает к середине проезжей части и при этом у данного автомобиля загорается стог- сигнал, водитель должен действовать так, как если бы автомобиль поворачивал налево, даже без предупреждения, отвечающего правилам дорожного движения. Водитель не должен обгонять этот автомобиль по левой стороне, а обгоняя его по правой, должен внимательна следить, не выйдет или не выбежит ли из-за этого автомобиля пешеход прямо под колеса его автомобиля. Опытный водитель всегда сумеет легко предусмотреть намерение водителя автомобиля, движущегося впереди него, по одному только изменению положения автомобиля и по снижению им скорости и примет необходимые меры предосторожности движением во всех рядах. Однако выполнять правый поворот на прилегающую улицу можно только из правого внешнего ряда, ближайшего к правому краю проезжей части.